Архитекторы моды: семь великих дизайнеров XX века. Часть 1: Мадлен Вионне |
Автор: Наталия Горюшкина.
Примечание. Примечание. При подготовке статьи использованы материалы одноименной лекции Татьяны Кулахметовой.
Странное на первый взгляд, словосочетание: "архитекторы моды"… Однако среди мировых кутюрье на самом деле были такие, кто больше других использовал в своем творчестве архитектурные, скульптурные формы. Многие из них широко известны, чьи-то имена в России почти забыты, но все они, каждый по своему, оказали существенное влияние на развитие моды XX века. И о них наш рассказ…
А начнем мы с самого начала XX века, с женщины, внесший поистине революционный вклад во многие аспекты как стиля, так и технологии женского платья. Многие ее идеи нашли отражение в творчестве известнейших модельеров современности, многие — стали поистине открытиями в мире моде (и не только!).
К сожалению, ее имя сейчас почти забыто, а в России так вообще известно лишь узкому кругу специалистов, хотя, уверена, в гардеробе любой нашей современницы найдется хотя бы одна из ее идей, воплощенная в материале.
Имя ее — Мадлен Вионне.
Фото 1. Мадлен Вионне за работой. Вторая половина 1930-х г.
Мадлен Вионне (1876-1975). Поиски конструкции
Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet, 1876-1975) к сожалению сейчас мало известна широкой публике, хотя ее вклад в моду ХХ века стал поистине революционен. Девочка из бедной семьи, Мадлен рано начала трудиться, став помощницей портнихи. Потом была работа у нескольких известнейших дизайнеров того времени, и наконец, в 1912 году — открытие собственного дома моделей.
Ее отличали поистине фантастические трудолюбие и целеустремленность и особое, математическое видение пространства. Мадлен не умела рисовать, но обладала блестящими математическими способностями и особенным пространственным мышлением. На фото она изображена за работой — рядом с деревянным манекеном в половину человеческого роста. Именно так она и создавала свои шедевры, нарезая ткань на лоскуты и перекалывая их сотни и сотни раз, словно "лепила" их на манекене, добиваясь в итоге идеального облегания фигуры с помощью единственного шва.
Наверное поэтому многие ее платья, как из мозаики, складываются из множества идеально подогнанных друг к другу маленьких кусочков ткани.
Однако самым известным ее изобретением был и остается крой по косой (под углом в 45 градусов относительно основы ткани), который она использовала для изделия в целом, а не для отдельных небольших деталей, как это было до нее. Такой крой словно изменяет структуру ткани, делая ее более пластичной, струящейся. Таковы подолы ее платьев середины 1920-х годов, выполненные из клиновидных вставок, которые словно разбивали геометрический строй верха, делая модель более легкой, воздушной (фото 3).
Фото 2. Платье в греческом стиле. ок. 1921 г. Фото 3. Платье, скроенное клиньями. сер. 1920-х гг.
Фото 4. Вечернее платье. Черный шелковый газ, вышивка золотыми нитями, египетский рисунок. 1927 г.
Продолжение статьи об этой удивительной женщине, Дизайнере с большой буквы, здесь: http://www.osinka.ru/Moda/Designer/2012_Fashion/
|