Чем наколка отличается от обычных методов построения лекал? |
автор: Яна Бринк
Снова покрой хитроумного платья с журнальной страницы не дает нам покоя… Как модельеру мог прийти в голову столь замысловатый дизайн? Как создавалось лекало столь необычного, или напротив – простого и понятного, но грациозного изделия? Ответ мы уже знаем. Это достигнуто методом наколки.
В сознании многих начинающих мастериц шитья наколка – это что-то исключительно для создания сложных драпировок, т.е. запредельно непонятное и редко пригождающееся. Это не так, и попробую развеять этот миф. Конечно, применение наколки неизбежно для создания виртуозно закрученных предметов одежды, таких, как на фото 2. Однако, метод интересен и своим более "приземленным" применением, а именно для создания хорошо сидящего кроя и просто интересных моделей.
Мне часто задают вопрос: чем хороша наколка, даст ли ее освоение что-либо новое мне, дизайнеру/частной портнихе/любительнице шитья, особенно если уже привычно строить лекала графическим способом? Есть ли применение методу в массовом производстве? Попробую ответить на эти вопросы последовательно.
Итак, метод наколки имеет несколько важных практических аспектов:
расширяет творческие горизонты дизайнера;
позволяет создавать точные лекала;
существенно сокращает время разработки изделия;
имеет применение в массовом производстве.
Поговорим о каждом из этих аспектов подробнее. Традиционно считается, что есть два способа дизайна одежды: через изображение (эскиз) и посредством наколки. Каждый из этих способов самодостаточен. То есть, приступая к работе с манекеном, бессмысленно рисовать предварительный эскиз, т.к. трехмерная работа с тканью, очевидно, дает более широкие возможности для творчества, нежели проекция абстрактной идеи на двухмерную плоскость. На западе считается, что именно владение методом наколки является вершиной дизайнерского мастерства, когда, минуя стадию эскиза и последующего расчетного построения лекала, изделие сразу драпируется.
В процессе работы на манекене существенно расширяются границы творческого сознания, могут родиться нетривиальные решения, неожиданные идеи. По сути, этот способ моделирования превращает дизайнера в скульптора, добавляя свободу и непосредственность в процесс создания одежды. Дизайнер может также использовать наколку для генерации новых идей, работая на мини-манекене уменьшенного масштаба. Этим приемом пользовалась Madeleine Vionnet, накалывая прототипы своих моделей на кукле. Метод является мощным инструментом не только для практического поиска нужных форм, но и для наглядного выверения идеальных пропорций и объемов. Идеи могут быть подсказаны самой тканью – как она ложится по фигуре, какие заламываются складки, ведь не все это можно учесть и предвидеть, рисуя эскиз. И наоборот, нарисовав красивый с эстетической точки зрения
Фото 2. Сложно задрапированное изделие.
эскиз, далеко не всегда возможно добиться его точного воплощения в ткани.
На иллюстрациях показаны модели, созданные совместно со студентами в Санкт-Петербугской школе дизайна. Очевидно, что умозрительно было бы сложно вообразить подобные конструкции, воплощая идею в рисунке (фото 3).
Фото 3. Такие стильные драпировки создаются экспромтом на манекене без предварительного эскиза.
Продолжение статьи здесь: http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/Basic/Nakolka.html
|